ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» в СЗАО г. Москвы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве” в Северо-Западном административном округе города Москвы

logo
изображение_2024-04-08_233004075

Прием заявлений, консультации

Личные медицинские книжки

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве” в Северо-Западном административном округе города Москвы

Прием заявлений, консультации

Личные медицинские книжки

Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии города Москвы” в Северо-Западном административном округе города Москвы

Прием заявлений, консультации

Личные медицинские книжки

Гигиена учебных занятий в начальной школе

Одной из ведущих проблем гигиены детей и под­ростков является проблема обучения и воспитания, т.к. 10 лет пребывания в школе — это период роста и развития, в течение которого организм ребенка очень восприимчив как к благоприятным, так и к неблагоприятным воздействиям. Кроме того, на школьные годы приходится два так называемых “воз­растных” криза, в которые организм оказывается наиболее чувствительным. Это начало обучения в школе (6-7 лет) и пубертатный период.

Поступление в школучасто оказывается особен­но трудным для детей, психологически не подготов­ленных к этому изменению в их жизни, у детей может раз­виться так называемый “школьный невроз”, “школь­ный шок”, “школьный стресс”, “школофобия” — все эти термины характеризуют невротические реакции, которые выбивают учащихся из нормальной жизни и часто приводят к категорическим отказам от посеще­ния школы.

Психическое здоровье подростков особенно нуждается в защите. В этот период происходят некие, якобы немотивированные изменения характера, час­то ухудшается успеваемость, легко назревают кон­фликты с окружающими.

Учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, а именно:

а) с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма;

б) обучение должно осуществляться в наиболее благоприятных условиях окружающей среды.

Из трех видов деятельности (умственной, физической и статической)  для  6′-7-летних детей ста­тическое напряжение является наиболее утомитель­ным и вызывает наиболее неблагоприятные физио­логические сдвиги в организме. Ребенок может долго бегать, играть, ходить, совершать разнообразные движения (двигательная активность у детей очень велика), а неподвижное стояние или сидение дается детям ценой больших усилий.

Немалую трудность для учащихся начальной шко­лы представляют:

1) статическое напряжение, которое они испы­тывают при сидении за партой. Сидение — это не пас­сивное состояние, а активный процесс, направленный на преодоление силы тяжести и поддержание головы в вертикальном или слегка наклоненном положении. При этом ряд мышечных групп находятся в состоя­нии постоянного напряжения. В связи с этим требова­ние к учащимся сохранять на занятиях неподвижную выпрямленную позу физиологически неоправданно, педагоги должны это учитывать и допускать изменения положения тела учащихся во время урока. На снятие напряжения с “позных” мышц направлены обязательные к выполнению динамичес­кие паузы (физкультминутки), проводимые для уча­щихся 6-летнего возраста на 10-й и 20-й минуте от , начала урока, для остальных — в середине урока.

2) процесс овладения письмом. Написание букв требует тонкой координации движений пальцев правой руки и осуществляется в основном мелкими червеобразными мышцами кисти. Однако к 7-летне­му возрасту нервно-мышечный аппарат кисти еще далек от совершенства, не завершены процессы окос­тенения костей запястья и фаланг пальцев (происхо­дит к 10-13 годам). Кроме того, положение пальцев во время письма противоречит врожденной коорди­нации их движений. Наиболее естественными для пальцев являются хватательные движения, при кото­рых большой палец действует самостоятельно, а ос­тальные 4 пальца — совместно и одинаково. При пись­ме мы насильственно объединяем движения большо­го пальца, указательного и среднего, безымянный и мизинец не участвуют в процессе письма и служат лишь опорой для кисти. В этом противоречии с врож­денной деятельностью кисти лежит одна из причин вы­сокой утомляемости младших школьников во время письма.

Все вышесказанное диктует необходимость огра­ничения продолжительности непрерывного письма для учащихся: для детей 1-го класса – 5-8 мин, для учащихся 4-го класса – до 20 мин.

3) большая нагрузка на орган зрения(особен­но в связи с овладением навыками чтения).

Чтение пред­ставляет собой быстрое различение очень большого числа мелких объектов, воспринимающе­му аппарату глаза приходится во время чтения выпол­нять титаническую работу. Большая нагрузка при чте­нии падает и на мышечный аппарат глаза, осущест­вляющий движение глаз вдоль строки и от строки к строке. В гигиенических рекомендациях в связи с большой нагрузкой на орган зрения продолжительность непре­рывного чтения в 1-м классе ограничивается 7-10 мин.

В последние годы в связи с широким использова­нием в школе технических средств и компьютерной техники в учебный процесс нагрузка на зрительный анализатор детей резко возрастает. Кроме того, при показе требуется зашторивание окон, что ведет к смене освещенности и необходимости переадаптации глаза — очень уто­мительной для детей. Согласно гигиеническим реко­мендациям длительность показа диафильмов для учащихся 1-2-х классов не должна пре­вышать 7-15 мин. Для детей и под­ростков общая продолжительность работы с компью­тером устанавливается в зависимости от возраста. В возрасте 6-8 лет она составляет 10 мин, для 10-лет­них — 15 мин, в 12лет — 20 мин.

4) Обучение ребенка в школе связано с активной деятельностью ЦНС. Учебные занятия требуют вы­сокой активности как возбудительных, так и тормоз­ных процессов, хорошего их уравновешивания, иногда быстрой их смены.

 Основным раздражителем в преподавании ряда предметов является слово, речь педагога, что создает для школь­ников, особенно младших классов, известные труд­ности. Преподавание должно строиться в большей мере на чувственном восприятии — нагляд­ном методе обучения (рисунки, макеты, слайды, кино, и т.д.), что наиболее соответствует воз­растным особенностям высшей нервной деятельнос­ти школьников младших классов и облегчает процесс школьного обучения.


Более подробно данная тема изложена на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» http://www.mossanexpert.ru   

Заведующий отделением гигиены детей и подростков – О.А. Гламаздина
Главный врач – И.Н. Иванова

Список литературы

  1. Антропова, М. В. Гигиена детей и подростков / М. В. Антропова. — М.: 1977
  2. Брунов Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: БЕК, 2006.
Прокрутить вверх