Гигиена учебных занятий в начальной школе
Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является проблема обучения и воспитания, т.к. 10 лет пребывания в школе — это период роста и развития, в течение которого организм ребенка очень восприимчив как к благоприятным, так и к неблагоприятным воздействиям. Кроме того, на школьные годы приходится два так называемых “возрастных” криза, в которые организм оказывается наиболее чувствительным. Это начало обучения в школе (6-7 лет) и пубертатный период.
Поступление в школучасто оказывается особенно трудным для детей, психологически не подготовленных к этому изменению в их жизни, у детей может развиться так называемый “школьный невроз”, “школьный шок”, “школьный стресс”, “школофобия” — все эти термины характеризуют невротические реакции, которые выбивают учащихся из нормальной жизни и часто приводят к категорическим отказам от посещения школы.
Психическое здоровье подростков особенно нуждается в защите. В этот период происходят некие, якобы немотивированные изменения характера, часто ухудшается успеваемость, легко назревают конфликты с окружающими.
Учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, а именно:
а) с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма;
б) обучение должно осуществляться в наиболее благоприятных условиях окружающей среды.
Из трех видов деятельности (умственной, физической и статической) для 6′-7-летних детей статическое напряжение является наиболее утомительным и вызывает наиболее неблагоприятные физиологические сдвиги в организме. Ребенок может долго бегать, играть, ходить, совершать разнообразные движения (двигательная активность у детей очень велика), а неподвижное стояние или сидение дается детям ценой больших усилий.
Немалую трудность для учащихся начальной школы представляют:
1) статическое напряжение, которое они испытывают при сидении за партой. Сидение — это не пассивное состояние, а активный процесс, направленный на преодоление силы тяжести и поддержание головы в вертикальном или слегка наклоненном положении. При этом ряд мышечных групп находятся в состоянии постоянного напряжения. В связи с этим требование к учащимся сохранять на занятиях неподвижную выпрямленную позу физиологически неоправданно, педагоги должны это учитывать и допускать изменения положения тела учащихся во время урока. На снятие напряжения с “позных” мышц направлены обязательные к выполнению динамические паузы (физкультминутки), проводимые для учащихся 6-летнего возраста на 10-й и 20-й минуте от , начала урока, для остальных — в середине урока.
2) процесс овладения письмом. Написание букв требует тонкой координации движений пальцев правой руки и осуществляется в основном мелкими червеобразными мышцами кисти. Однако к 7-летнему возрасту нервно-мышечный аппарат кисти еще далек от совершенства, не завершены процессы окостенения костей запястья и фаланг пальцев (происходит к 10-13 годам). Кроме того, положение пальцев во время письма противоречит врожденной координации их движений. Наиболее естественными для пальцев являются хватательные движения, при которых большой палец действует самостоятельно, а остальные 4 пальца — совместно и одинаково. При письме мы насильственно объединяем движения большого пальца, указательного и среднего, безымянный и мизинец не участвуют в процессе письма и служат лишь опорой для кисти. В этом противоречии с врожденной деятельностью кисти лежит одна из причин высокой утомляемости младших школьников во время письма.
Все вышесказанное диктует необходимость ограничения продолжительности непрерывного письма для учащихся: для детей 1-го класса – 5-8 мин, для учащихся 4-го класса – до 20 мин.
3) большая нагрузка на орган зрения(особенно в связи с овладением навыками чтения).
Чтение представляет собой быстрое различение очень большого числа мелких объектов, воспринимающему аппарату глаза приходится во время чтения выполнять титаническую работу. Большая нагрузка при чтении падает и на мышечный аппарат глаза, осуществляющий движение глаз вдоль строки и от строки к строке. В гигиенических рекомендациях в связи с большой нагрузкой на орган зрения продолжительность непрерывного чтения в 1-м классе ограничивается 7-10 мин.
В последние годы в связи с широким использованием в школе технических средств и компьютерной техники в учебный процесс нагрузка на зрительный анализатор детей резко возрастает. Кроме того, при показе требуется зашторивание окон, что ведет к смене освещенности и необходимости переадаптации глаза — очень утомительной для детей. Согласно гигиеническим рекомендациям длительность показа диафильмов для учащихся 1-2-х классов не должна превышать 7-15 мин. Для детей и подростков общая продолжительность работы с компьютером устанавливается в зависимости от возраста. В возрасте 6-8 лет она составляет 10 мин, для 10-летних — 15 мин, в 12лет — 20 мин.
4) Обучение ребенка в школе связано с активной деятельностью ЦНС. Учебные занятия требуют высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания, иногда быстрой их смены.
Основным раздражителем в преподавании ряда предметов является слово, речь педагога, что создает для школьников, особенно младших классов, известные трудности. Преподавание должно строиться в большей мере на чувственном восприятии — наглядном методе обучения (рисунки, макеты, слайды, кино, и т.д.), что наиболее соответствует возрастным особенностям высшей нервной деятельности школьников младших классов и облегчает процесс школьного обучения.
Более подробно данная тема изложена на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» http://www.mossanexpert.ru
Заведующий отделением гигиены детей и подростков – О.А. Гламаздина
Главный врач – И.Н. Иванова
Список литературы
- Антропова, М. В. Гигиена детей и подростков / М. В. Антропова. — М.: 1977
- Брунов Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: БЕК, 2006.