ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» в СЗАО г. Москвы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве” в Северо-Западном административном округе города Москвы

logo
изображение_2024-04-08_233004075

Прием заявлений, консультации

Личные медицинские книжки

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве” в Северо-Западном административном округе города Москвы

Прием заявлений, консультации

Личные медицинские книжки

Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии города Москвы” в Северо-Западном административном округе города Москвы

Прием заявлений, консультации

Личные медицинские книжки

Профилактика переутомления у школьников

Учебные занятия представляют для ребенка серьезные трудности, которые преодолеваются ценой физических и нервно-психических усилий, приводят к утомлению и выражается в чувстве усталости.

Очень важно уметь распознать утомление, так как оно может перейти в переутомление, определяемое как предпатологическое состояние.

Переутомление  можно охарактеризовать как длительное, накопившееся утомление. При этом про­исходят более глубокие и стойкие изменения в ор­ганизме. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие не­которых функциональных расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.).

Для  профилактики переутомления у школьников учебный процесс должен строиться: во-первых, с уче­том физиологических принципов изменения работо­способности детей и подростков; во-вторых, учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и ин­дивидуальным особенностям ребенка; в-третьих, должны строго соблюдаться гигиенические требова­ния к режиму и условиям обучения.

Составление расписания школьных занятий должно проводиться обязательно с учетом возраста учащихся, а также динамики их дневной и недельной работоспособности. Факуль­тативные занятия желательно проводить в дни с наименьшим коли­чеством уроков и не менее, чем через 45-60 мин после обязательных занятий. Для 6-летних школьников раз­работан специальный “тренирующий”, ступенчатый режим обучения. Он предусматривает ограничение длительности урока, постепенное увеличение количе­ства уроков, отсутствие домашних заданий в 1-м полу­годии. В сентябре-октябре для этих учащихся реко­мендуют проводить не более 3 уроков в день продол­жительностью по 30 мин, в ноябре-декабре — 4 уро­ка по 30 мин, с января — 4 урока по 35 мин.

В нашей стране, как и во многих странах мира, установленная продолжительность урока равна 45 мин. Однако достоверно доказано, что в течение первых трех лет обучения (у 6-8-летних детей) бы­строе снижение работоспособности наступает уже после 35 мин занятий, поэтому для учащихся 1-х классов макси­мальная продолжительность урока — 35 мин. Для учащихся 2-х классов рекомендуют про­водить комбинированный урок, т.е. последние 10 мин дети находятся в классе, но учитель использует это время для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, физ. упражнения и др.).

При проведении урока следует помнить, что спо­собность к сосредоточенному вниманию колеблется у детей школьного возраста от 10 до 30 мин., поэтому для продуктивной работы учитель должен переключить учащихся на другой вид деятельности. Продолжительность активного внимания укорачива­ется в том случае, если учитель преподносит новый материал неинтересно и монотонно, если материал слишком труден и если внимание учеников снижает­ся под влиянием каких-либо факторов окружающей среды (высокая температура, холод, шум и др.). В связи с этим необходимо, в течение урока чередовать различные виды деятель­ности (чтение должно сменяться рассказом по кар­тинке, письмом и др.).

Сдваивать уроки не рекомендуется во всех клас­сах, за исключением случаев, когда проводятся ла­бораторные и контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время (лыжи).

Перерывы являются такой же важной частью вос­питательного процесса, как и урок. Правильное чере­дование работы и отдыха является одним из основ­ных положений гигиены воспитательного процесса. Перерыв должен являться активным отдыхом, а поэтому недопустимо, чтобы уче­ники проводили его, сидя за партой.

Гигиенические требования к составлению рас­писания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учеб­ного дня и недели.  Для рационального составления расписания долж­ны учитываться трудности предметов и преобладание статического или динамического компонентов во вре­мя занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной прак­тики и пения. Это наименее утомительные уроки, ко­торые при правильной организации могут снимать утомление, возникшее на предшествующих занятиях.

Известно, что с 3-го урока (у младших школьников) и с 4-го урока (в старших классах) быстро пада­ет работоспособность и укорачивается продолжи­тельность активного внимания. Поэтому наиболее трудные предметы следует включать в расписание младших школьников первыми или вторыми (у стар­ших — вторыми, третьими уроками). Не рекомендуется сочетание двух или трех труд­ных уроков подряд (например, математика, физика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее труд­ными предметами (например, история, математика, география).

Динамика недельной работоспособности, несо­мненно, должна учитываться при составлении распи­сания занятий: в понедельник работо­способность учащихся не самая высокая, т.к. имеет место врабатываемость после выходного дня (особен­но удлиняется период врабатываемости после двух выходных дней). Во вторник и особенно в среду ра­ботоспособность повышается, начиная с четверга на­блюдается падение работоспособности. Следовательно, в расписании необходимо снижать нагрузку в понедельник и четверг и максимально ис­пользовать высокую работоспособность в другие дни недели.


Более подробно данная тема изложена на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» http://www.mossanexpert.ru  

Заведующий отделением гигиены детей и подростков – О.А. Гламаздина
Главный врач – И.Н. Иванова

Список литературы:

  1. Базарный Ф.В. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома – Москва: АРКТИ, 2005.
  2. Антропова, М. В. Гигиена детей и подростков / М. В. Антропова. — М.: 1977
Прокрутить вверх